Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла
Проект «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла» включен в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848, и направлен на уменьшение протяжённости участков внутренних водных путей, лимитирующих судоходство. В 2014-2016 годах ООО «Техтрансстрой» выполнило проектные работы, заказчиком которых выступило подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлоту) федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей».
В настоящее время Нижний Новгород — крупный транспортный узел. Регулярное судоходство осуществляется по Волге, Оке, Ветлуге и Суре. Крупнейшие порты: Нижегородский, Дзержинский, Городецкий, Борский и Кстовский. Внутренние водные пути в границах области по р. Волга в основном используются как транзитные, по р. Ока – для потребности местной промышленности.
Основным проблемным местом средней части Волги является 40-километровый участок от г. Городец до г. Нижний Новгород. Данный участок является связующим звеном крупных грузопотоков, формирующихся с Камского бассейна, Средней и Нижней Волги в направлении на Балтику.
На протяжении уже более 50 лет на участке р. Волга между Нижним Новгородом и Городцом снижаются глубины судового хода. Проведенные ранее дноуглубительные и выправительные работы, а также повышенное использование водных ресурсов Рыбинского и Горьковского водохранилищ, эффективных результатов не дали.
В настоящее время нормальный подпорный уровень Чебоксарского водохранилища установлен на отметке 63,0 м. При этой отметке подпор водохранилища не достигает Нижегородской ГЭС и на 40-километровом участке от г. Городец до г. Нижний Новгород сохраняется речной режим стока с глубинами на судовом ходу менее 2,5 м.
В условиях маловодности на этом участке критически низкие уровни в районе Городца привели практически к полной остановке движения транзитного флота с юга на север и обратно в навигации 2014 и 2015 годов. Так, гарантированная глубина для прохождения судов с осадкой 3,1 м выдерживалась всего 3% времени от периода навигации. Беспрепятственно смогли проходить суда с осадкой не более 1,7 м. Для обеспечения даже таких условий пришлось использовать ограниченные водные ресурсы Рыбинского водохранилища, снижая его уровни ниже минимального навигационного уровня почти на один метр в 2014 г.
В условиях продолжающегося маловодья, на этом участке с начала навигации 2015 года до 23 мая были введены ограничения по движению судов с осадками более 3,0 м. Такие суда в этот период могли проходить через Городецкие шлюзы № 15-16 только в течение 3-х часов в сутки при специальных попусках через Нижегородскую (Городецкую) ГЭС по графику, согласованному с Росморречфлотом. В условиях ограниченных водных ресурсов Рыбинского водохранилища с 24 мая в этом режиме проходили суда с осадкой 2,6 м.
Такие условия пропуска судов ограничивают пропускную способность ЕГС в целом, на других участках которой судоходство осуществляется круглосуточно при гарантированных габаритах судовых ходов в течение всей навигации.
С целью решения данной проблемы и было принято решение о начале строительства низконапорного гидроузла в Нижегородской области.